среда, 28 октября 2015 г.

Камень дракона, армянская Венера и водная война

Каждый новый этап развития древнего человека был неразрывно связан с водой. Кроме воды, необходимой для питья и редких водных процедур, наибольшее ее количество требовалось для орошения полей.
Почва и климат в Армянском нагорье может обеспечить по два-три урожая в год, но требует хорошего полива.
Вишапакар в Гарни с клинописью царя Аргишти VIII в.д.н.э.
На территории Армянского нагорья найдено более 150 камней с уникальными изображениями животных. Их называют "вишапакар", что в переводе означает камень дракона. Их размеры варьируют от 1,5 до 5,5 метров в высоту, на них изображены животные, камни бывают в виде рыбы, змеи, быка, самые ранние датируются III-II тыс. д.н.э..
Вишапакар в виде рыбы. Ереван, парк Массива
 В древности базальтовые камни с изображениями животных ставили вблизи источников пресной воды, искусственных и естественных каналов, водохранилищ, озер. Этим каменным идолам поклонялись, чтоб получить хороший урожай, задобрить необузданные силы природы, чтоб хватило воды для полива. Народная летопись сохранила множество легенд о злых драконах, перекрывших источники воды и лишь жертвы, в виде юных красавиц, могли задобрить их и открыть источник для людей.
Вишапакар в виде быка, Архитектурный институт, Ереван

Ученые предполагают, что камни-вишапакары посвящены культу богини Астхик. Согласно армянскому языческому пантеону, Астхик - богиня любви и красоты, была еще ответственной за воду, возлюбленной бога молнии Ваагна, после их любовных встреч шел дождь, когда Астхик купалась, то простирала туман, чтоб никто не видел ее наготы, она считалась покровительницей девушек и беременных женщин, ее отождествляют с греческой Афродитой, римской Венерой и месопотамской Иштар. Главный храм Астхик в Аштишате (к северу от Муша, нынешняя Турция), назывался "спальня Ваагна". Имя богини Астхик в переводе с армянского означает "звездочка", что соответствует имени римской богини Венеры.
Есть легенды, повествующие о превращении Астхик в рыбу, таким образом, одним из элементов культа Астхик были рыбоподобные вишапакары.
Вишапакар в виде рыбы в парке на ул. Исаакяна, Ереван

По сей день в Армении сохранился праздник Вардавар, посвященный богине Астхик, который интерпретируется как "водная война" или "праздник роз". В этот праздник, люди обливают друг друга водой и дарят розы. Празднику более 5000 лет, раньше его отмечали в день летнего солнцестояния (22 июля), но после принятия христианства стали отмечать на 98-ой день после Пасхи, в честь Преображения Господня, что является еще одним примером органичной связи языческого и христианского обряда в Армении.

Вардавар - веселый летний праздник

Уникальным примером неразрывности традиций стали армянские хачкары. В первые века после распространения Христианства на языческих идолах стали вырезать кресты, как символ новой религии. Постепенно, кресты эти превратились в уникальные памятники армянского зодчества. В 2010 году искусство изготовления хачкаров было включено в список UNESCO по нематериальному культурному наследию человечества.
Кружевной хачкар мастера Погоса, XIII век, Гошаванк





Комментариев нет:

Отправить комментарий